Печати и Штампы
Печать и штамп необходимы не только для удостовения документов, но - это ещё и лицо вашей компании - хорошо продуманное изображение на печати может являться инструментом рекламы Вашей компании.
Когда вы хотите заказать печать и штамп, нужно грамотно подойти к вопросу.
Не задавайтесь вопросом: где заказать печать? Обращайтесь к нам! Наша работа позволяет вам сэкономить время и потратить минимум средств.
Стоимость полноценной печати на пластиковой оснастке – 300 руб.
Стоимость полноценной печати на автоматической оснастке – 500 руб.
Синим шрифтом – подзаголовки:
Требования к заказу печатей
Перед тем, как совершить заказ печати, Вам необходимо:
- определиться с выбором печати, осознав предварительно, для каких целей она Вам нужна;
- при желании разработать макет печати или же решение данной проблемы доверить дизайнерам нашей компании;
- заказать печать специалисту «Центру Бизнес Услуг»;
- собрать все требуемые документы, предварительно уточнив их список у наших менеджеров;
После этого мы сможем изготовить для Вас печать в самые кротчайшие сроки.
Изготовление факсимиле
Факсимиле называют точную копию подписи, выполненную в натуральную величину.
Документ заверенный с помощью факсимиле будет иметь такую же юридическую силу как и с обычной подписью, в случае если контрагент согласен принять факсимиле в качестве подписи.
После изготовления факсимиле для пресечения возможных злоупореблений либо храните его всегда при себе, либо документально оформите правила использования факсимиле в виде инструкции. в которой могут быть указаны: лицо, отвественное за хранение факсимиле; четкий перечень документов, на которых может быть поставлено; список лиц, которые имеют право использования факсимиле; контрольный образец оттиска факсимиле.
Реально подделать настоящее факсимиле не менее сложно, чем и обычную подпись. Эксперт при качественном оттиске всегда сможет отличить подделку.
Используйте факсимиле на документах, не подразумевающих значительную материальную или иную ответственность.
Факсимиле не рекомендуется ставить на следующих документах: доверенностях, векселях, банковских платежных документах, счетах-фактурах.
Для установления идентичности подписи используется графологическая экспертиза. Графологическая экспертиза факсимиле невозможна.
Вопросы по Изготовлению и применению печатей:
Какие федеральные законы обязывают организацию иметь печать?
Следующие Федеральные законы предусматривают требования к печатям и их содержанию:
«ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ», ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ) Статья 2. Основные положения об акционерных обществах
7. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.
«ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ», ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ Статья 2. Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью
5. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ», ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ
Статья 2. Унитарное предприятие
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
«О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12 января 1996 г N 7-ФЗ Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации
4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Какие реквизиты должны содержать печати и штампы организаций?
Основные печати юридических лиц должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- полное наименование организации на русском языке с указанием организационно-правовой формы;
- местонахождение;
- номер государственной регистрации (ОГРН);
- идентификационный налоговый номер (ИНН)
Организации могут иметь простые печати для своих структурных подразделений. В этом случае в печати должна содержаться дополнительная надпись: “Отдел кадров”; “Секретариат”; “Канцелярия”; “Управление делами”; “Для счетов”; “Для удостоверений”; “Для справок” и т. д.
Угловой штамп организации должен содержать полный почтовый адрес и номер телефона. Печати и штампы могут содержать наименование организации на любом языке народов РФ и (или) иностранном языке, а также товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке.
Зачем нужно указывать на печати ОГРН или ОГРНИП?
В соответствии с ГОСТ Р 51511-2001 на печатях с изображением Государственного герба РФ указание ОГРН является обязательным. В то же время, применение ОГРН на печатях юридических лиц без изображения герба позволяет реализовать норму п. 8 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438, согласно которой основной государственный регистрационный номер (далее — ОГРН) указывается во всех документах этого юридического лица наряду с его наименованием.
В соответствии с пп. "в" п.14 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10 2003 г. №630, Основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) должен указываться во всех документах физического лица, связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, наряду с его фамилией, именем и отчеством.
Таким образом, использование ОГРН или ОГРНИП в тексте печати юридического лица или индивидуального предпринимателя позволяет реализовать приведенную выше норму.
Обязан ли иметь печать индивидуальный предприниматель?
Законодательством Российской Федерации не предусмотрены требования по оформлению и содержанию печатей индивидуальных предпринимателей.
В разъяснениях УФНС России по г. Москве (Письмо от 28.02.2006 N 28-10/15239) указано, что обязанность индивидуального предпринимателя приобретать и использовать при осуществлении своей деятельности действующим налоговым законодательством не предусмотрена. А ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 12.09.2008 N Ф03-А51/08-2/3390 пришел к выводу о том, что наличие печати остается на усмотрение самого индивидуального предпринимателя.
Таким образом, индивидуальный предприниматель вправе, но не обязан иметь печать, и может обходиться подписью. Однако по сложившимся обычаям документооборота предприниматели обычно заверяют договоры, счета, акты выполненных работ и накладные своей печатью.
Индивидуальный предприниматель, не имеющий печати может столкнуться с определенными сложностями. До 2003 года филиалы Сбербанка отказывались открывать банковский счет индивидуальным предпринимателям, не имеющим печати.
Теоретически путем формальных ссылок можно вывести обязанность иметь печать по аналогии с юридическими лицами, т.к. в Гражданском Кодексе РФ в Ст. 23 есть п. 3: " К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения".
Печати индивидуальных предпринимателей, в случае их изготовления, должны содержать:
- фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
- местонахождение;
- словосочетание: “Индивидуальный предприниматель ”;
- регистрационный номер, указанный в свидетельстве о государственной регистрации (ОГРНИП).
ПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ ПИСЬМО от 28 февраля 2006 г. N 28-10/15239
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций согласно Порядку учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденному совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430.
В пункте 15 раздела III Порядка установлено, что под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 9 Порядка первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с Минфином России и Министерством экономического развития и торговли РФ.
Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах:
1) наименование документа (формы);
2) дату составления документа;
3) при оформлении документа:
- юридическими лицами - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;
- индивидуальными предпринимателями - фамилию, имя, отчество, номер и дату выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;
- физическими лицами - фамилию, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;
4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;
5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);
6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением вычислительной техники.
Первичные учетные документы (за исключением кассового чека) должны быть подписаны индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, обязанность индивидуального предпринимателя приобретать и использовать печать при осуществлении своей деятельности действующим налоговым законодательством не предусмотрена.
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник
налоговой службы II ранга
С.Х. Аминев
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2008 Г. N Ф03-А51/08-2/3390
(извлечение)
Резолютивная часть постановления от 10 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 14.03.2008, постановление от 27.06.2008 по делу N А51-491/200820-17 Арбитражного суда Приморского края по заявлению индивидуального предпринимателя Л. к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий
Индивидуальный предприниматель Л. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ФСС РФ) о признании незаконными действий по отказу в выделении средств на осуществление расходов по выплате работнику предпринимателя ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Решением суда от 14.03.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2008, заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что у Фонда отсутствовали основания для отказа в выделении средств на осуществление указанных выше расходов, так как предпринимателем представлены все необходимые документы.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, ФСС РФ обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт, считая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статьи 20, 66 Трудового кодекса РФ; пункт 2.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек; пункт 3.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования"; пункты 2.1.29, 2.1.30, 2.1.25 ГОСТ Р 51141-98; пункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"; пункт 7 статьи 2 Федерального закона "Об акционерных обществах"; пункт 3 статьи 2 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; статью 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях", считает ошибочными выводы судов о том, что предприниматель не обязан иметь печать. По мнению Фонда, предпринимателю правомерно отказано в выделении средств на осуществление расходов по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком, поскольку копии документов не были заверены печатью.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов изложенных в ней, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Также предпринимателем заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Фонд, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что Л. 17.12.2007 обратился в Филиал N 5 г.Находка ГУ-Приморское региональное отделение ФСС с заявлением о выделении средств на осуществление расходов по обязательному страхованию.
ФСС отказал предпринимателю в выделении средств и возвратил документы, поскольку представленные документы не соответствуют требованиям, установленным Постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования", Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, не заверены печатью предприятия.
Предприниматель, считая, что действия Фонда нарушают его права обратился в арбитражный суд, который признал оспариваемые действия незаконными как несоответствующие Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования". При этом суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 6 Федерального закона N 165 "Об основах обязательного социального страхования" предприниматель Л. является страхователем по обязательному социальному страхованию.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" установлено, что ежемесячные пособия по уходу за ребенком выплачиваются страхователями, выступающими в качестве работодателей, за счет средств обязательного социального страхования.
В силу пункта 2.2 вышеназванной Инструкции выплата пособий по обязательному социальному страхованию производится страхователем-работодателем в порядке и на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на основании документов, подтверждающих право работника на получение соответствующего пособия.
Средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию в сумме расходов по обязательному социальному страхованию в пределах предоставленных льгот выделяются страхователям-работодателям, имеющим льготы по уплате ЕСН в соответствии с пунктом 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ, отделениями (филиалами) Фонда (пункт 3.2 Инструкции).
При этом в силу пункта 3.3 Инструкции выделение средств страхователям-работодателям осуществляется на основании следующих документов: письменного заявления страхователя; расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ); заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию; документов, подтверждающих наличие льгот.
Пунктом 2.1.29 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28, предусмотрено, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.
Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (пункт 2.1.30 ГОСТ Р 51141-98).
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Специальными нормативными актами для юридических лиц устанавливается обязательность наличия круглой печати (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Исходя из анализа перечисленных норм, а также норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что они не обязывают индивидуального предпринимателя иметь печать.
Поскольку законодательство не содержит прямого требования о наличии печати у индивидуального предпринимателя, то, как правильно указал суд, наличие печати не обязательно, ее наличие остается на усмотрение самого индивидуального предпринимателя.
При рассмотрении спора судом установлено, что предпринимателем представлены все необходимые документы для получения средств на возмещение расходов, произведенных на выплату пособий, копии которых заверены собственноручно предпринимателем Л. Доказательств того, что подписи на копиях не принадлежат Л., а документы не полностью воспроизводят информацию подлинного документа Фондом не представлено.
При таких обстоятельствах суды на основании полного и всестороннего исследования всех имеющихся в деле доказательств, пришли к обоснованному выводу о том, что у Фонда отсутствовали основания для отказа в выделении средств на осуществлении расходов по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в связи с чем правомерно признали действия Фонда незаконными. Ссылка жалобы на то, что судом не принято во внимание Определение Верховного Суда РФ от 20.02.1998 по делу N 58-Г98-2 отклоняется судом кассационной инстанции, как несостоятельная, поскольку это не привело к принятию неправильного решения.
Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда. Между тем, правовые основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 14.03.2008, постановление от 27.06.2008 по делу N А51-491/200820-17 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Примерный перечень документов, на которых ставится печать
Акты (приема объектов, оборудования, выполненных работ; списания, экспертизы и т. д.).
Архивная копия.
Архивная справка.
Доверенности (на получение материальных ценностей, ведение дел в арбитраже и т. д.).
Договоры (о материальной ответственности, поставках, подрядах, научно-техническом сотрудничестве, аренде помещений, производстве работ и т. д.).
Задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капитальное строительство; технические и т. д.).
Заявления (на аккредитив, об отказе от акцепта и т. д.).
Командировочные удостоверения.
Образцы оттисков печатей и подписей сотрудников, имеющих право совершения финансово-хозяйственных операций.
Письма гарантийные (на выполнение работ, услуг и т. д.).
Поручения (бюджетные, банковские, пенсионные: платежные - сводные, в банк, на получение инвалюты со счетов, перевод валюты, на импорт и т. д.).
Представления и ходатайства (о награждении орденами и медалями, премиями и т. д.).
Реестры (чеков; бюджетных поручений, представляемых в банк).
Сметы расходов (на содержание аппарата управления, калькуляцию к договору и т. д.).
Соглашения.
Справки (лимитные, о выплате страховых сумм, использовании бюджетных ассигнований на зарплату, начисленной и причитающейся зарплате и т. д.).
Спецификации (изделий, продукции и т.д.).
Титульные списки.
Удостоверения.
Штатные расписания.
Сколько печатей может иметь организация?
Еще в 1978 году Инструкцией о порядке открытия штемпельно-граверных предприятий (мастерских), изготовления печатей и штампов (утверждена приказом МВД СССР от 13.02.78 № 34) было установлено, что государственные организации помимо основной (гербовой) могут иметь и несколько простых печатей:
3.3. Учреждения, предприятия и организации могут иметь только по одному экземпляру гербовой каучуковой или металлической печати. В некоторых случаях допускается с разрешения министра или руководителя ведомства изготовление дополнительной гербовой печати с цифрой “2”, а учреждениям Госбанка СССР и сберегательным кассам разрешается иметь более двух гербовых печатей с соответствующими цифрами.
3.7. Министерства и ведомства союзного и республиканского значения, независимо от наличия у них печатей с Государственным гербом СССР или союзной республики, могут изготовить простые печати для:
- секретариата (министерства, ведомства);
- секретного отдела (спецчасти);
- канцелярии (общего отдела);
- управления делами;
- административно-хозяйственного управления (отдела);
- отдела кадров (управления кадров).
Управления делами, канцелярии, секретариаты имеют право заказывать круглую печать для пакетов.
3.8. Предприятия, учреждения и организации, имеющие свой счет в учреждениях Госбанка СССР, независимо от наличия гербовой печати, с разрешения вышестоящей организации могут заказывать простую печать (при наличии отдела кадров, секретного отдела — по одному экземпляру для этих отделов), а также печать для пакетов.
За тридцать лет в государстве многое изменилось. Смена общественного строя привела к увеличению числа организаций и количества документов, на которые нужно ставить печати. Из-за этого во многих организациях используют помимо основной также и дополнительные печати. Главное условие их применения — их оттиск должен явно отличаться от оттиска основной печати. Дополнительные печати можно разделить на две группы:
- печати подразделений или филиалов организации (кредитный отдел, управление персонала и т.д.);
- печати для заверения определенных видов документов (например, “для документов”, “для договоров” и т.д.).
На использование дополнительных печатей есть существенное ограничение: они могут применяться либо для нужд конкретного подразделения, название которого указано в оттиске печати, либо для заверения конкретных видов документов.
При реорганизации предприятия дополнительные печати организации, которые в своем оттиске содержат наименование подразделения, сменившего название, необходимо уничтожить. С момента утверждения документа, изменившего название подразделения, их использование фактически незаконно и может нанести организации существенный вред. В случае судебных разбирательств документы с такой печатью, созданные после даты принятия решения об изменении наименования подразделения, могут быть не приняты в суде в качестве доказательств.
Прописана ли законодательно ответственность за нарушение порядка изготовления печатей с изображением Герба РФ?
Да, такая ответственность существует, ее норму определяет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ:
Статья 19.11. Нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации
Нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда
Протокол об административном правонарушении в этом случае правомочны составлять сотрудники органов внутренних дел, а рассмотрение дел по данному вопросу производится в судебном порядке.
Как правильно заверить копии документов?
Необходимость получить или выдать копии документов у налогоплательщиков возникает достаточно часто. В каких случаях и каким образом заверяются копии документов? Ответ на эти и многие другие вопросы можно найти в одном малоизвестном, но действующем до сих пор законодательном акте времен СССР.
Распространено мнение, что никакого закона о порядке заверения копий не существует. Это мнение ошибочно: в настоящее время действует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-X "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" (далее - Указ) . Действие Указа подтверждается фактом внесения в него с 1 января 2004 г. изменений, согласно которым снят запрет на заверение копий паспорта, служебного удостоверения и тому подобных документов. Изменения внесены Федеральным законом от 08.12.2003 N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР", что свидетельствует еще и о том, что Указ имеет силу закона (Указы Президиума Верховного Совета СССР имели силу законодательного акта).
Из названия Указа можно сделать вывод, что он распространяется только на граждан. Однако в настоящее время действие Указа распространяется и на организации.
В соответствии с п. 2.1.30 ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28) заверенной копией документа является копия, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
В абз. 4 п. 1 Указа установлено, что "на копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации". В этом же абзаце указывается, что верность копии свидетельствуется подписью и печатью. В соответствии с п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляют заверительную надпись "верно"; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения.
Пример.
Копия верна, подлинник находится в организации
Секретарь Васильева Т.Н. / Васильева
10 января 2006 г.
На практике указанные реквизиты (за исключением личной подписи) проставляются "самонаборным" штампом.
По всей видимости, незнанием Указа N 9779-Х вызвано мнение о том, что заверение копии документа печатью необязательно. Предусмотренное в п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 положение о том, что "допускается копию документа заверять печатью, определяемой по усмотрению организации", не означает, что заверение копии печатью проводится или не проводится по усмотрению организации. В данном случае имеется в виду, что организация по своему усмотрению определяет вид печати, используемой для заверения (печать организации, используемая для скрепления подписей руководителя организации, печать канцелярии, печать филиала и т.д.). К тому же указанный ГОСТ для организаций носит рекомендательный характер, в регистрации Минюстом России не нуждается, и его требования следует применять с учетом Указа. Вид печати, используемой для заверения, желательно указать в приказе по организации или в разделе о печатях положения о документообороте организации.
В соответствии с п. 3 Указа "не подлежат свидетельствованию копии с документов, имеющих неясный текст, подчистки, приписки и иные неоговоренные исправления". В судебной и нотариальной практике не допускаются нечитаемые ксерокопии документов.
Если документы содержат более одного листа, все листы копий должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены подписью и печатью. Нотариальное заверение копий необходимо в случаях, прямо предусмотренных законом, в остальных случаях заверение документов нотариусом возможно, но необязательно.
Материал взят с сайта: http://www.pechati-i-shtampi.ru
Возможно ли изготовление основных печатей предприятия (для банков, финансовых документов и т.п.) в многоцветном исполнении?
Анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации об организации документооборота в бухгалтерском учете позволяет сделать вывод о том, что специальных требований к цвету оттиска печатей , проставляемых на расчетных документах, а именно прямого запрета использования других красителей, кроме черного и синего цветов, законодательством не установлено.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.98 N 28, также не содержит указания на допустимость применения каких-либо определенных цветов оттиска печати. При этом полагаем, что при использовании различных цветовых сочетаний при проставлении оттисков на расчетных и других документах печать должна быть хорошо различимой, четкой и не вызывать сомнения в подлинности самого документа и соответствия оттиска на бумажном носителе самой печати .
С 25 ноября 2006 года вступила в силу новая Инструкция Банка России от 14.09.2006 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)", которая распространяет свое действие на счета, открываемые в рамках заключаемых договоров банковского счета, вклада (депозита).
Согласно пункту 2.8. оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими. п.2.8. В поле "Образец оттиска печати" клиенты - юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой (при наличии печати), проставляют образец оттиска печати. Оттиск печати, проставляемый на карточке, д… Продолжение »